Йога-сутры: принцип правдивости

В йога сутрах Патанджали первая из восьми ступеней это так называемая «Яма». Яма, в свою очередь, делится на пять правил поведения или принципов, которыми должен руководствоваться йог, один из которых — принцип правдивости, или «Сатья».
В данной статье я хочу процитировать разных комментаторов йога сутр, чтобы можно было увидеть разницу и сходство в объяснении этого принципа разными учителями йоги. Я процитирую учителей 19-20 веков — Свами Вивекананду и Свами Прабхавананду, и учителя из древности — Вьясу.

Итак, сначала цитата Вивекананды о принципе Сатья:

Когда вы укрепитесь в правдивости, вы уже не сможете сказать неправду, даже во сне. Вы будете правдивы в мысли, слове и деле. Что бы вы ни сказали — это будет правдой. Вы можете сказать человеку «Будь счастлив», и он будет счастлив. Если кто-то болеет, вы можете сказать ему «Выздоравливай», и он тут же выздоровеет.

Теперь цитата Свами Прабхавананды:

Наши слова и наши мысли должны быть правдивыми и всегда соответствовать фактам. Шри Рамакришна говорил, что истинная духовность состоит в том, чтобы «сделать сердце и губы одним и тем же». Но мы должны быть осторожны, чтобы не обидеть других, говоря жестокие слова, даже если они правдивы. В таких случаях мы должны молчать. […]

Говорят, что обычный человек правдив, когда его слова
соответствуют фактам, о которых он говорит. Но когда человек
совершенствуется в правдивости, он получает, так сказать, контроль над истиной. Ему больше не нужно «подчиняться» фактам; факты сами подчиняются ему. Он не может думать ложь, она не может ему даже сниться; все, что он говорит, становится правдой. Если он кого-то благословляет, этот человек благословлен — независимо от того, было ли благословение заслуженным или нет.
Другими словами, он обладает способностью получать «плоды добрых дел» способом, который не подпадает под действие закона кармы. Он также может совершать чудесные исцеления, просто говоря больному человеку, что он здоров.

И наконец, цитата Вьясы:

Правдивость есть соответствие речи и ума реальной действительности. Каковы увиденное, логически выведенное или услышанное, таковы речь и ум. Если слова произнесены [кем-либо] для того, чтобы передать свое знание другому, они не должны быть лживыми, ошибочными или лишенными истинного содержания. Их использование имеет целью благо всех живых существ, но отнюдь не причинение им вреда. Если же слова произносятся [с благим намерением], но впоследствии могут причинить вред живым существам, то [такие слова] будут не правдивыми, а лишь приносящими зло. Из-за ложной праведности, то есть внешнего подобия добродетели, они становятся худшим злом. Поэтому, имея в виду благо живых существ, надлежит говорить правду. […]

[Когда йогин говорит]: «Будь праведным!», — [человек] становится праведным; «Да достигнешь ты неба!», — [и человек] обретает небесную [форму существования]. Его слова имеют силу непогрешимости.